Тоннели относятся к строительным объектам повышенной сложности. При строительстве и гидроизоляции тоннелей необходимо учитывать давление грунта, влияние грунтовых вод и их колебаний, наличие агрессивной среды, загрязнений, подвижек грунта, постоянное статическое и переменное давление.

Требования к гидроизоляционным материалам и работам изложены в СП 120.13330, СП 122.13330 и ГОСТ 30547.

Необходимо сразу решить вопросы гидроизоляции, поскольку вода является одним из главных разрушающих факторов.

Наша компания выполняет экспертную оценку строительных технологий и гидроизоляции, мы готовы предложить оптимальные решения по гидроизоляции тоннелей после выполнения соответствующих исследований.

Если гидроизоляция объекта уже нарушена, перед началом работ необходимо провести тщательное исследование целостности конструкции в соответствии с требованиями ТБ.

гидроизоляция тоннелей факторы воздействия среды

Негативные факторы, которые необходимо учитывать при гидроизоляции тоннелей метро на схеме выше

Основные типы тоннелей:

  • автотранспортные;
  • железнодорожные;
  • тоннели метрополитена;
  • подземные переходы;
  • коммунальные и гидротехнические.

Различные технологии обеспечивают разные уровни влагозащиты. Автомобильный или железнодорожный тоннель, пешеходные переходы и метро должны иметь максимальный уровень гидроизоляции в соответствии с СНиП 32-04-97, СП 120.13330, когда появление влажных пятен, конденсата и капель влаги недопустимо.

При появлении признаков нарушения гидроизоляции в таких случаях незамедлительно выполняются ремонтные работы.

В гидротехнических тоннелях и коммунальных возможны пятна сырости, появление конденсата и капель влаги в зависимости от назначения тоннеля и класса гидроизоляции.

Для каждого типа объектов используются свои технологии, исходя из постоянных динамических и статических нагрузок тоннеля, наличия транспортного или пешеходного движения, амортизационных особенностей материалов, особенностей грунта и наличие грунтовых вод.

дренажная система для гидроизоляции тоннелей

Виды дренажных систем для гидроизоляции тоннелей в зависимости от состояния грунта и давления воды

Система №1 на чертеже слева:

  1. Дренажные трубки засыпанные гравием
  2. Инверсионный дренаж гравием
  3. Система отвода воды — Sika® FlexoDrain
  4. Геотексиль или дренажные маты для выравнивания поверхности и обеспечения отвода воды
  5. Полимерная гидроизоляционная мембрана Sikaplan®
  6. Технологические люки для очистки и инспектирования
  7. Разделяющий слой

Дренаж грунтовых вод, нет защиты от колебаний уровня грунтовых вод

Система гидроизоляции №2 на чертеже справа:

  1. Дренажные трубки засыпанные гравием
  2. Зазор кольца тюбинга и сегментный шов (пространство для дренажа)
  3. Геотекстиль для защиты и выравнивания поверхности
  4. Полимерная гидроизоляционная мембрана Sikaplan®, защитная мембрана в зоне гидроизоляции и дренажа
  5. Технологические люки для инспектирования и очистки

Технология обводненного тоннеля, защита от колебаний уровня грунтовых вод.

узел в увеличенном изображении конструкции тоннелей

Узел конструкции тоннелей: 

  • Грунтовые воды, текущие в дренажном канале без напора
  • Нет скопления воды
  • Sikaplan®WP дренажный угол
конструктивный узел тоннелей проект

Конструктивный узел тоннелей вариант проекта: 

  • Грунтовые воды стекают в дренаж без давления
  • Нет накопления воды
  • Конструкция со свободным фланцем

Технологии гидроизоляции:

  • Мембранная гидроизоляция. Современные методы использования мембран позволяют выполнить качественную гидроизоляцию без значительного утолщения бетонных конструкций. Рулонные мембранные материалы – наиболее востребованный материал в создании качественной гидроизоляции тоннелей.
  • Гидроизоляция при помощи профилированной мембраны. Используются профилированные рулонные ПВХ материалы высокой прочности.
  • Изоляция рулонной мембраной принята за основу при работе в глубоких тоннелях с высокими требованиями к сухости.
  • Материалы для работы в тоннелях с автомобильным или железнодорожным движением должны соответствовать СП 120.13330, СП 122.13330.
  • Вакуумные мембранные технологии. Используется фирменный гидроизоляционный пакет из нескольких мембранных слоев с полимерными наполнителями. Применяются для гидроизоляции транспортных тоннелей с высокой нагрузкой.
  • Гидроизоляция при помощи наплавляемых материалов, битумных, рулонных. Это один из самых эффективных способов устранения угрозы размытия и протеканий на сравнительно небольшой глубине до 10 метров.
  • Кроме рулонных наплавляемых материалов в тоннелях возможно использование замкнутых водонепроницаемых мембран. Используются материалы в соответствии с ГОСТ 30547–97, СП 120.13330.
  • Использование напыляемых материалов, «жидкой резины» и полимеров в сочетании с мембранной технологией.
  • На внешнюю и внутреннюю сторону конструкций напыляется специальный состав, увеличивающий гидроизоляционные свойства, закупоривающий стыки и места соединений конструкций.
  • Данный метод обеспечивает максимальную изоляцию поверхностей и помогает избежать разрушения материалов, повышенной пористости бетонных конструкций в результате воздействия грунтовых вод и грунта. Напыление выполняется специальным оборудованием под высоким давлением.
Системы эластичных мембран Sikaplan® для гидроизоляции тоннелей

Технология обводненного тоннеля —  защита от колебаний уровня грунтовых вод

Конструктивное решение слева на чертеже:

  1. Sika® FlexoDrain — система для отвода воды
  2. Основание
  3. Выравнивающий слой
  4. Мембрана Sikaplan®
  5. Разделение на секции гидрошпонкой Sika® Waterbar, возможно дополнительное инъектирование
  6. Контрольный штуцер Sikaplan®
  7. Защитная мембрана Sikaplan®
  8. Инъекционный барьер /секция
  9. Дренажная система укладываемая во время строительства
  10. Приямок для стока грунтовых вод

Спецификация применяемых материалов:

  1. Дренаж, проложенный на этапе строительства, возможно с приямком для стока грунтовых вод или залитый подливочным раствором после окончания строительства
  2. Полимерная гидроизоляционная мембрана Sikaplan® дублированная геотекстилём
  3. Гидроизоляционная мембрана Sikaplan® с текстурной поверхностью (шероховатость — 0,3 мм, площадь выступающей части — 30% от площади мембраны)
  4. Полимерная гидроизоляционная мембрана Sikaplan®, защитная мембрана внутри зоны гидроизоляции, системы опалубки и усиления стальным армированием
  5. Сегментная сварка второго слоя мембраны
  6. Система соединения с устройством для вакуум-теста и инъектирования
  7. Приямок для стока грунтовых вод
Гидрошпонка, 6 анкерных рёбер, 4 совмещенных инъекционных канала
Система активного контроля

Самый простой и трудоемкий способ – закачивание цементно-песчаных смесей в конструкцию, чтобы исключить контакт с почвой и подземными водами. Современные присадки к бетону обеспечивают достаточную пластичность массы и текучесть.

Смесь затекает в щели, обеспечивая гидроизоляцию. Метод дополняется установкой стальных щитов или устройством рулонной гидроизоляции. Использование данной технологии оправдано при ведении работ на большой глубине или при угрозе прорыва грунтовых вод.

При опасности подвижек грунта, необходимо крепление гидроизоляции при помощи стальных и чугунных конструкций.
Гидроизоляция особо прочным бетоном и устройство дополнительных бетонных конструкций СП 45.13330.. Формируются конструкции из бетона повышенной прочности с уплотнительными блоками.

Можно использовать комплексы ТПМК. Устраиваются дренажные отводы воды, щели заделываются бетонными подушками и щитами. В сочетании с использованием современных материалов и мембран, можно получить надежную пакетную гидроизоляцию с минимальными ресурсозатратами.

Щитовые способы гидроизоляции применяются для тоннелей глубиной до 10 метров и глубже с применением щитовых и комбинированных пазовых закрытых систем.

ПВХ мембрана и комплектующие для гидроизоляции тоннелей

Современные мембранные методы используются при создании гидроизоляций любой сложности. Технологии допускают комбинирование методов и использование различных типов мембран, рулонных и напыляемых.

Для хозяйственных, коммунальных и гидротехнических тоннелей используется преимущественно наплавляемая гидроизоляция, как наиболее устойчивая к высокой влажности помещений и резким перепадам температур. Наплавляемая гидроизоляция не боится возможных прорывов труб и сравнительно легко ремонтируется при повреждениях.

Наиболее эффективным является комбинированный мембранный метод с использованием ПВХ рулонных профилированных материалов. Эти технологии позволяют достигать оптимальных результатов.

ПВХ мембрана Fatrafol (Фатрафол)ссылка на информацию о материале производство Чехия

При наличии дополнительных разрушительных и амортизационных факторов, как техногенных (стройки, автострады, железнодорожные пути), так и природных (высокая сейсмоактивность, грунтовые воды, подземные реки и плывуны) гидроизоляцию необходимо усиливать, увеличивая количество мембранных слоев и гидроизолирующего материала.

На объектах особой важности используются контрольные мембранные слои, показывающие место протечки или возможных разрушений гидроизоляции.

таблица с ПВХ мембранами для гидроизоляции тоннелей

Таблица с ПВХ мембранами для гидроизоляции тоннелей

Рекомендуемый метод и технология гидроизоляции определяется инженерами и гидротехниками на основании исследовательских работ и расчетов. Технология гидроизоляции должна быть прописана в проекте с соответствующими технологическими допущениями СНиП и ГОСТ.

Изменения проектной документации необходимо фиксировать, в противном случае сдача объекта, не соответствующего проекту, будет невозможна.

Правильный выбор метода гидроизоляции и выбор материала, подбор ПВХ мембраны, определяет надежность гидроизоляции в будущем и срок эксплуатации гидроизоляции.

Неправильная изоляция может привести к размыванию и разрушению конструкции.

комплектующие для гидроизоляции тоннелей

Комплектующие для устройства гидроизоляции тоннелей

  • Использование мембран подразумевает создание многослойной гидроизоляции повышенной прочности.
  • Мембрана крепится к специальной ограждающей или к несущей конструкции в зависимости от требований проекта.
  • От повреждений мембранный слой защищается слоем геотекстиля, затем следует слой полиэтиленовой пленки и бетонный кожух или пазовая щитовая система в зависимости от проектной документации.
  • При использовании мембранных ПВХ материалов рекомендуется использовать пленки толщиной 2 мм, в сложных условиях до 3 мм.
  • На сопряженных участках и в местах стыковочных швов устраиваются компенсационные петли с дополнительным слоем гидроизоляционного материала.
  • В особо сложных условиях, согласно ГОСТ 14918, компенсационный шов усиливается стальными листами.
  • Распыляемые полимерные мембранные материалы подаются под высоким давлением, что обеспечивает равномерное гомогенное покрытие.
  • Используются двухкомпонентные и многокомпонентные смеси, вступающие в реакцию уже при нанесении.
Технология крепления ПВХ мембраны при устройстве гидроизоляции

Технология крепления ПВХ мембраны при устройстве гидроизоляции

Рулонная наплавляемая битумно-полимерная гидроизоляция тоннеля Технониколь

Применение рулонных битумных материалов при ремонте или устройстве гидроизоляции тоннелей позволяет обеспечить надежную внутреннюю гидроизоляцию.

Согласно техническим правилам, выполняется наплавление двух слоев рулонного материала, толщиной не менее 8 мм.

В сложных условиях, при работе на большой глубине или опасности прорыва возможно наплавление трех слоев битумного материала с соответствующим увеличением толщины гидроизоляционного слоя.

Наплавление выполняется согласно ГОСТ 29091 с применением газовоздушных горелок соответствующей мощности.

Конструкция системы гидроизоляции тоннеля Технониколь, возводимого открытым способом

Конструкция системы гидроизоляции тоннеля, возводимого открытым способом — технология «Технониколь»

Особое внимание уделяется коммуникационным соединениям.

Защита выполняется фланцами, затем фланцевые коммуникационные соединения укрываются отдельным кольцом рулонного материала большего диаметра.

Наплавление выполняется непосредственно под накидной фланец.

Ремонт гидроизоляции тоннелей

Наши эксперты проводят исследования и определяют возможность выполнения ремонтных работ по гидроизоляции тоннелей, стыков и трещин, изоляции грунтовых вод и агрессивных грунтов. Исследования бетонных конструкций выполняются согласно ГОСТ 17624–2012 и ГОСТ 22690–88 неразрушающими методами.

Современные гидроизоляционные методики могут повысить прочность конструкций и продлить срок службы тоннелей при своевременном обращении.

Тоннели необходимо ежегодно осматривать и проводить исследования на предмет наличия трещин, микротрещин, изношенности материалов, нарушений гидроизоляции и своевременно проводить ремонтные работы.

Качественная гидроизоляция способна улучшить эксплуатационные характеристики тоннеля и продлить срок службы на срок до 10 лет.

Основные методики ремонта гидроизоляции:

  1. напыление и наплавление битумных и полимерных материалов в соответствии с ГОСТ 30547–97;
  2. устройство новой гидроизоляции с применением профилированных рулонных мембран.
  3. инъекционные;
  4. проникающие;
  5. закачка цементных и цементно – полимерных, полимерных растворов;
Ремонт гидроизоляции тоннелей

Инъекционные технологии с использованием бетонных и полимерных материалов

При появлении незначительных трещин возможно применение инъекционных технологий, когда полимерные гидроизоляционные материалы нагнетаются непосредственно в конструкцию при помощи правильно расположенных шпуров.

В результате внутри конструкций образуются полимерные мембраны, заполняющие пустоты, микротрещины, лакуны конструкций. Для работы требуется спецоборудование и особые полимерные, эпоксидные, акрилатные и полиуретановые составы.

  • В ряде случаев при помощи инъекционной технологии и внутренних мембран с полимерным наполнителем удается изолировать множественные мелкие трещины и добиться полной гидроизоляции конструкции.
  • При расширении трещин, полимеры заполняют объем, обеспечивая надежную гидроизоляцию в сложных условиях – при тряске и повышенных амортизационных нагрузках тоннелей.
  • Особые полимерные смеси активизируются только в контакте с водой.
  • При опасности протечек и появления воды, закачанные инъекционные полимеры образуют защитные пленочные мембраны, полностью непроницаемые для влаги.
  • Использование современных материалов и инженерных технологий позволяет добиться высокого качества гидроизоляции в кратчайшие сроки.

Проникающие ремонтные гидроизоляционные смеси

Метод проникающей гидроизоляции заключается в использовании особых мелко дисперсионных реагентов, проникающих в поры материала и малейшие трещины, формируя гидроизоляционный слой при контакте с водой и способствуя улучшению качеств бетона – повышается морозостойкость, прочность, устойчивость к амортизационным нагрузкам, материал приобретает большую пластичность.

Напыление изолирующих материалов или пакет мембранной гидрозащиты используется в случае наличия большого количества коммуникационных соединений и повышенных амортизационных нагрузок.

Цена на гидроизоляцию тоннеля за м2

Далее прайс-лист, где указана ориентировочная стоимость на монтаж гидроизоляции тоннеля за 1 кв. метр

Наименование работ:Ед. измерен.Цена
Гидроизоляция тоннелей метро ПВХ мембраннойм2от 200 ₽
Рулонная наплавляемая (битумная) гидроизоляция тоннелякв. метрот 190 рублей
Вакуумная система гидроизоляции с контролем шва
и возможностью восстанавливать повреждения через инъекционные трубки
и двухслойной мембраны сваренной в виде герметичных карт
квадратный метрот 450 руб.
Ремонт гидроизоляции тоннелям2от 250 ₽

Чтобы получить полную смету на гидроизоляцию тоннеля под ключ (работа + материал) оставьте заявку на сайте  ⇓

Здесь вы можете загрузить для нас фото, схемы, чертежи вашего проекта!

Или звоните по телефону

+ 7 (499) 707-25-71

⇓ Сохраните информацию, страницу на будущее в соц. сетях ⇓

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично ⇐ [Оцените статью, Ваше мнение Важно для нас] Всего оценок - 1, Средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...